Обвинения студии Эрики Люст

Недавно мне попалось утверждение, которое я не могла не проверить:

Известная Эрика Люст, которая снимает “порно для женщин”, тоже не ангел: в августе 2019 года ее актеры заявили о насилии и принуждении.

Для меня вопрос о возможности производства этичного порно попадает в перечень весьма актуальных. А Эрика Люст – одна из ключевых фигур секс-позитивного феминизма. Если она причастна к насилию на съёмках, это серьёзно подрывает саму идею о том, что порно может быть разумным, гуманным и человечным. Поэтому я полезла разбираться.

Фактология: Рустер

По истории “Рустер против Эрики Люст и её компании” мы имеем следующее:

  • Рустер (небинарная персона, использует местоимение they, я назову “оне” и в среднем роде*) обвинило режиссёрку, Олимп деДжи, в нарушении договорённостей о том, как должна проходить съёмка фильма. Про это достаточно подробно пишет Jezebel 20 сентября 2018 года.
  • Позже оне подало заявление в полицию об изнасиловании и было начато расследование, о результатах которого пока неизвестно;
  • Оне же обвинило компанию в ряде неэтичных практик.

Часть обвинений довольно сомнительна. Например, о том, что цветным актрисам платят меньше, мы узнаём из ответа лично Эрики Люст Рустер и ещё двоим исполнителям. Смысл ответа: “Да, один (белый) участник попросил 600 евро вместо 500, мы заплатили, но не хотим, чтобы это выглядело дискриминацией и поэтому – как лучше вам перечислить эти деньги?”. Сумма, кстати, для европейского порнобизнеса вполне приличная. Аналогично странно выглядит обвинение в редактировании текста о том, как компания решает конфликтные ситуации на съёмках. Добавление перечня конкретных лент – скорее плюс, а не минус.

Фактология: Олимп деДжи

Рустер являлось партнёром/любовником Олимп деДжи, о чём прямо заявляла Олимп. Комментируя утверждение “Олимп деДжи в свою защиту говорила, что Рустер было их партнёркой и потом преследовало после расставания”, Рустер пишет дословно следующее: “Можно ли представить, чтобы Харви Вайнштайн использовал какое-то из этих оправданий?”. При этом важно подчеркнуть, что сама Олимп деДжи заявила о преследовании её со стороны Рустер и подала заявление в полицию Франции. Потом – и в полицию Великобритании, по месту жительства Рустер. Ответ, который она опубликовала, звучит так: “мы провели расследование и вынесли вашему бывшему партнёру первое предупреждение”.

Фактология: Эрика Люст

Наиболее серьёзное обвинение – в изнасиловании – появилось не сразу и пока что – судя по имеющимся у меня свидетельствам – не закрыто. Комментарий самой Эрики Люст на её сайте был недоступен, однако кэш Гугла позволил его прочитать. В её изложении история развивалась так:

  • Сначала Рустер обвинило режиссёрку в том, что та не дала ему достаточно времени на подготовку к сцене в фильме Don’t Call Me A Dick. Режиссёрка, Олимп деДжи, сказала что на это и так ушло всё утро, а до этого съёмка уже переносилась на другой день из-за плохого самочувствия Рустер;
  • Далее сама Эрика выступила в роли посредницы на переговорах с режиссёркой. Рустер принесли извинения, а также включили его предложения в правила компании. Последнее, кстати, указано до сих пор и на сайте Рустер.
  • Было проведено внутреннее разбирательство со всеми 12 участницами/ками съёмок и в компании пришли к заключению, что о насилии говорить не приходится.
  • В июле 2018 года Рустер перешло к обвинениям в “неэтичных практиках и злоупотреблении властью”, а в сентябре того же года – в сексуальном насилии.
  • Эрика утверждает, что не подавло исков против Рустер и не угрожала ему. Единственное, что она сделала – забанила Рустер в Twitter, так как “мне приходило по 10 уведомлений в сутки с упоминаниями того, каким я была чудовищем”.
  • в феврале 2019 года Рустер привлекло адвоката. Оно заявило, что Олимп деДжи изнасиловала его прямо на съёмочной площадке во время съёмок другой ленты, Architecture Porn.  Эрика утверждает, что все, включая Олимп деДжи и Рустер, дважды проговорили сценарий до съёмок и обсудили свои ограничения. После окончания съёмки Рустер прямо охарактеризовало свой опыт как “всё прошло счастливо и я отлично провело время”. Впрочем, Эрика согласилась снять ленту с продажи.

*) they тоже дико неудобно, да. В русском с небинарными персонами вообще сложно – некоторые говорят “оно”, но я не уверена, что это в данном случае корректно.

Выводы

Всё перечисленное склонило меня к тому, что эта история скорее про рабочий и личный конфликт, нежели про насилие и порно. Это со значительной вероятностью просто преследование бывшей партнёрки и уж точно история взаимной неприязни после завершения личных отношений.

Делать выводы из этого о невозможности этичного порно столь же странно, как делать выводы о невозможности построения этичных СМИ после скандала в редакции. Если бывший муж главреда и бывший же редактор раздела обвинил два года спустя издание в заказных материалах – мы отнесёмся к этому скептически. Безобразные склоки бывают везде и киноиндустрия уж точно не самое спокойное место. Безотносительно того, порно там снимают или драмы о Второй мировой войне.

Отдельно замечу то, что сейчас эта история используется как аргумент в радикально-феминистком дискурсе. Это занятно, так как часто радикальные сообщества весьма скептически относятся к гендерно небинарным людям. Сюжет “человек с мужским акушерским полом преследует бывшую партнёрку” в таких группах обычно всё-таки не предполагают сочувствия к небинарной персоне!

 

 

 

Tagged , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Обвинения студии Эрики Люст

  1. Паша says:

    VICE — это самая бедная и бесполезная студия, которые не умеют снимать совершенно. Поэтому им и дают самые дерьмовые и дешевые заказы.
    А всё потому, что хозяйка ставила целью не делать интересно и хорошо для пользователей, а сделать уютный уголочек для бедненьких девочек, которых Жизнь Заставила.
    Ну вот потому там и нищебродки сидят.

    • Паша says:

      В предыдущем комментарии случайно написал VICE, хотел — Vixent, или как-то так. Но это непринципиально.
      Смысл в том, что “европейский порнобизнес” — это не всегда тот самый “доходный бизнес”. Если не урезаются расходы и удобства для тех, кто снимает, то доходы ниже. Если не удовлетворяют запросам клиентов, то доходы ниже. Если всё становится более легализованным и регулируемым, то доходы ниже.
      В Европе сейчас много малоизвестных студий, которые создают массовку.
      И понятное дело, что доходы порнобизнеса будут всё время падать, пока не станут сравнимы с любым другим банальным. В конкуренции у порнобизнеса огромное количество бесплатного контента.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *