Неопатриархат и поклонение теплым ламповым тян

У Елены Георгиевской вышел на “Нiгiлiсте” новый текст – на этот раз про неопатриархат. Который некоторые русскоязычные радикальные феминистки называют также “патриархат сыновей” и который про наших кукусиков:

Человек с неопатриархальным мировоззрением хочет вести себя, как сын, и получать столько же привилегий, сколько отец. Типичные для сексиста противоречивые — они и должны быть противоречивы, чтобы делать самооценку жертвы неустойчивой, — требования к женщине он доводит до абсурда. Избранница должна быть не только сочетанием девственницы и порнозвезды (сексуализированную одежду и бьюти-практики она, в отличие от женщины-«дочери», оплачивает из собственного кармана), а ещё и брать на себя функции матери.

Но это не всепрощающая и беспомощная мать старого патриархата, а мать-меценатка. В лучшем случае от неё требуется не содержать мужчину, а просто решать свои проблемы без его помощи. Всегда. Он помогать ей не должен, да и вообще не должен ничего — у него эмоциональный интеллект эгоцентричного четырёхлетнего ребёнка, зато потребность изменять — вполне взрослая. Женщину, которая нуждается в помощи, он нередко клеймит «меркантильной», «неудачливой», «тупой».

Неопатриархалы бывают разные — от левых активистов, вообразивших, что «феминистка» переводится как «успешная карьеристка, готовая волочь на себе мужика, пока не помрёт» до тридцатилетних отаку и ноулайферов. Существование последних — в общем-то, радикальный маскулизм, подразумевающий, что у мужчины, отказавшегося от риска и достижений, всё-таки есть перед глазами женственные существа для развлечения и унижения, только они в сети и зачастую в 2D. Идейные же маскулисты не скрывают желания жить за счёт женщин, но при этом пользоваться у них несокрушимым авторитетом.

Один из самых странных идеалов неопатриахала — архетип матери-дочери как объекта желаний. Недаром некоторые хикки и двачеры влюбляются в героиню аниме «Серийные эксперименты Лейн». Это юная девушка, робкая и застенчивая, на фоне которой даже рохля почувствует себя героем, но при этом, как кажется парням, способная обеспечить избранника различными благами: огромный дом, наследство, услуги бесплатной хакерши. Безупречная женщина («ламповая тян») должна быть хрупким созданием, вместе с которым юноша спрячется от злобного мира, но при этом обладать мудростью, терпением и выдержкой зрелой женщины.

Неопатриархалы бывают не слишком опасны, хотя их коварство не стоит преуменьшать, но очень утомительны. Прежде всего, они раздражают вопиющим отсутствием логики. Но если понимать логику как маскулинный конструкт старопатриархального мира, то нормально, что неопатриархалы её презирают. «Сыновья» хотят всё и сразу, как дети, которые пытаются одновременно есть торт и чипсы.

Важно понимать, что рассуждения этих неудобных мужчин — последствие не феминизма, а новых форм патриархата, его бессмысленных перегибов, его системы, которая воспроизводит сама себя. Мужчины устали, но отвечать за это опять должны не более статусные самцы, а женщины, потому что неопатриархат при всей своей кажущейся антимаскулинности никогда не уничтожит фратрию. Более того, неопатриархалы — оружие консерваторов против феминизма: смотрите, мол, как из-за обнаглевших баб мужики измельчали. Гнев общества в таких случаях направляется не на «измельчавших мужиков», а на феминисток и любых сторонников освободительных идей.

Я сейчас думаю, попадают ли сюда ищущие реверсивных отношений, но у меня нет однозначного ответа. Я знаю, пожалуй, две пары, отношения в которых можно описать термином gentle femdom, но как раз в них сложно говорить о беспомощном в бытовом плане мужчине – а на большее у меня не хватает выборки. Возможно, это вообще две разные группы людей или же одна группа, которая меняется с возрастом: в 18-20 они требовательные рохли, в 25-30 уже более самостоятельны и адекватны, поскольку приобрели и опыт, и знания для самостоятельной жизни.

С японской массовой культурой тоже всё может оказаться чуть сложнее. Не будучи большой специалисткой, замечу что в Private Nurse, эроге 2001 года, была одновременно и вполне подпадающая под “заботливую маму”/”сверхсилу” героиня, и центральный персонаж, от которого при этом требовалось вести себя вполне по канонам традиционной маскулинности. Женские персонажи в Elfen Lied, в Neon Genesis Evangelion, в Gurren Lagan, в Rosen Maiden (это только те популярные аниме-сериалы, которые я смотрела) – столь же разные, как и жанры; сравнивать Йоко и Суигинто как-то даже неловко, です.

кадр из Serial Experiments Lain

У меня есть иная версия поклонения двачеров Лейн, но она пока чисто интуитивна: в образе Лейн, девочки-хакерки в окружении компьютеров, они находят не маму, а себя.

Tagged , . Bookmark the permalink.

5 Responses to Неопатриархат и поклонение теплым ламповым тян

  1. wireless says:

    В японском масскульте разнообразие вайфу на любой вообще вкус, от беспомощных лоли-кошкодевочек до рогатых доминатрикс с полуметровым членом, и эта “критик(ша)” выбирает как типичный пример практически артхаусный сериал из 90х, совершенно нетипичный, который помнят то два с половиной олдфага и любители аниме-изьебств. Называется это натягиванием совы на глобус. Если там все остальное на том же уровне то это хуита какая то.

    • Евгений says:

      Вот да. По прочтении сего ментальная сова отчетливо затрещала. Но выдержала 🙂

    • Alexa says:

      Ну, я и написала – женских персонажек в аниме довольно много. Причём у мейнстримнейшего Миядзаки вообще всё скорее очень профеминистично.

      Другое дело, что авторка пишет про двачеров, а у тех действительно несколько иной набор богинь – Лейн, розенмейденовские куклы и Рей с Аской из NGE.

  2. Causa causarum says:

    Я думаю, текст не про тех, кто ищет каких-то “реверсивных отношений”, а про поклонников Новоселова и других инфантильных граждан, которые считают, что их должны уважать и слушаться по определению и много чего еще должны из списка обязанностей “правильной жены”, а они не должны ничего: ни зарабатывать, ни пресловутые проблемы решать. У меня пример такого кренделя перед глазами: чувачок бился в истерике, когда забеременевшая жена не смогла больше работать и стала вопрошать, не угодно ли ему начать больше зарабатывать. Убираться и еду готовить он тоже не торопился: ему нужна была идеальная тетя, которая его кормит, за ним убирает, полный список женских обязанностей в условно “традиционном браке” выполняет, всем всегда довольна, но денег на свое обеспечение и обеспечение ребенка при этом не требует. И до беременности так даже и было, а потом жена поломалась – у дурака безобразная истерика и немедленный развод.

    • onanismous says:

      > И до беременности так даже и было

      Т.е. её всё устраивало, а ситуация “не смогу работать при беременности” не была спрогнозирована. Сразу же возникает вопрос: кто заставлял выходить замуж за “чувачка”?

Leave a Reply to wireless Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *