Традиционность: фарш не провернуть назад

Я сейчас в Минске – и читаю публичные лекции. Первая прошла вчера и была посвящена традиционным ценностям, запись можно посмотреть тут, в Facebook у Лены Огарелышевой. Она организовала это мероприятие в ECLAB, за что ей большое спасибо.

23 ноября я рассказываю про мужской и женский мозг, а ещё читаю курс по социальному измерению сексуальности. Про традиционные ценности я раньше публично говорила довольно мало, поэтому вынесу ниже ключевые тезисы:

  • когда люди говорят про традиционные отношения, они обычно плохо понимают, что же это такое;
  • называть традиционным обществом СССР никак нельзя, традиционное общество – это общество аграрное, с занятостью почти всех “в полях” и с монархией;
  • переворот первой половины прошлого века был куда радикальнее современных нам сдвигов;
  • с традиционными отношениями обычно ассоциируют чёткое разделение мужского и женского, но это тоже не совсем корректно, так как в куче традиционных обществ были вполне себе небинарные идентичности (грубо говоря, трансгендерность придумали не в Европе двадцатого века);
  • мир традиционных культур был не сказать, чтобы вот прямо такой идиллический, как на коробке овсяных хлопьев “Геркулес Традиционный”;
  • при этом есть минимум две ценности, которые разделят вообще все: люди хотят быть здоровыми и люди хотят жить относительно благополучно. Даже те, кто выступают против общества потребления, консьюмеризма и капитализма согласятся, что у каждого ребёнка должна быть на зиму тёплая одежда и обувь, а жить впятером внутри комнаты с сырыми стенами – как-то не очень правильно. В этом отношении мир, бесспорно, стал гораздо лучше за последние сто лет;
  • изменения к лучшему основаны как на технологиях, так и на социальных институтах – например, всеообщем образовании;
  • переход к этому новому миру означал сокращение рождаемости, так как дети стали требовать гораздо больше сил и ответственность родителей сильно выросла, в то время как структура занятости взрослых поменялась. То есть моя прапрабабушка даже не в 2018, а в 1988 году привлекла бы внимание органов опеки: почему у неё младшие дети без присмотра и почему в помещении такая грязь? То, что было нормальным на хуторе 1900 года, в городе конца XX века стало совсем неприемлемо, причём с точки зрения кого угодно – даже консерваторы с этим согласятся;
  • следующие глобальные изменения могут придти не со стороны групп, борющихся за свои права (женщины, национальные меньшинства, ЛГБТК+), а со стороны новых технологий. Это половые клетки из соматических, редактирование генома, искусственная матка и – две сильно гипотетические, но с очень высоким потенциалом технологии – “сильный” искусственный интеллект и отмена старения.

К футурологии я отношусь крайне настороженно, но хотя бы обозначить возможные изменения всё-таки было необходимо. Потому что да, большая часть “горячих актуальных тем” сегодняшнего дня в 2118 будет читаться как полемика “прилично ли девушке ездить на лошади в одиночку”.

И то, что я не сказала тогда, но хочу написать сегодня. Некоторые граждане в 2018 году демонстрируют, как они утверждают, возможность жить по-старому: по меньшей мере в части многодетности и жизни на селе. Но есть нюанс: как правило эти люди живут либо на пособия (как Мартенсы), либо за счёт каких-то на редкость удачных для них обстоятельств. Либо, что тоже бывает, внезапно выясняется что семейная идиллия на деле тот ещё ад как для самой семьи, так и для окружающих.

Это не работает или почему у вас не получится вернутся в традиционный мир

Я не хочу сейчас на все многодетные семьи бросать тень – но я должна подчеркнуть, что экономически они не могут быть массовыми. Потому что на одного ребёнка в России нужно, по осторожным и оптимистичным оценкам, не менее пяти тысяч рублей* (примерно 75 евро) ежемесячно: еда, одежда, медицинское сопровождение. Если их пятеро, то это уже 375 – а медианная зарплата по стране уже меньше. В ряде регионов – заметно меньше; больше половины российских мужчин пятерых детей не прокормят даже при условии, что взрослые в семье ничего не едят и вообще им не нужны деньги даже на оплату отопления с электричеством.

* кстати, российское федеральное пособие на детей до полутора лет в многодетных семьях примерно столько. 

Нет, фраза “государство оплатит” тут не годится. Чтоб государство оплатило, нужно чтобы кто-то иной государству эти деньги обеспечил: даже продажа нефти за рубеж требует рабочих рук и образованных голов – российские углеводороды лежат не прямо рядом с границей, их надо извлечь из-под нескольких километров горных пород и вечной мерзлоты, а потом перекачать за тысячи километров. И у государственных чиновников много иных статей расходов: пенсии, государственные служащие и работающие в государственных же организациях, полиция, армия, etc.

Да, сейчас можно быть многодетными. Но не массово. И это только про многодетность, а ведь настоящий традиционный уклад включал и отсутствие образования у женщин, и монархию в качестве формы правления, и проживание на селе. Опять-таки понятно, что одна семья может уехать в деревню: ну а как поедут все? Я уже молчу про то, что традиционные общества были все в деревнях не потому, что им так было прикольнее, а потому что иначе не хватало рук на выращивание еды: сейчас же для сельского хозяйства достаточно одной тридцатой от всего населения или даже меньше. Вы предлагаете поменять весь технологический уклад?

Идиллическая картина, где все живут в коттеджах и выращивают свои овощи разбивается рядом приземлённых вопросов. Например – а как эти люди будут удобрять свои огороды и где они будут брать посевной материал? Самодостаточно, говорите, можно? Ну, если вы готовы работать летом по 14 часов ежедневно и возиться с навозом, если вас не пугает риск остаться без еды в результате стечения обстоятельств вида “засуха и фитофтороз” – то можно попробовать. Традиционное сельское хозяйство идёт в комплекте с голодом и авитаминозом: а чтобы нормально питаться, вам нужны химические комбинаты, калийные рудники, производители семян… которым нужна сталь, высшие учебные заведения, электростанции, железные дороги и нефтеперерабатывающие заводы. А на заводы и в институты нужны люди, которым внезапно становится неудобно жить на селе: привет, вы снова строите города.

И так со всем. Я уже про это писала и снова повторю – нельзя вернутся к старому без отказа от того, от чего отказываться не получается даже у самых упоротых консерваторов. Даже Стерлигов ведёт свои аккаунты в соцсетях и у него в магазины проведено электричество. Хотите как у предков – выверните, для начала, лампочку. И унитаз открутите и вынесите из дома, не положено вам унитаза, это всё продукты той самой эпохи модерна.

Tagged , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Традиционность: фарш не провернуть назад

  1. Паша says:

    Почему невозможно? Все возможно в русских селеньях.

    Сколько должен зарабатывать мужчина? ОПРОС девушек. Средняя зарплата в Москве для жизни
    https://www.youtube.com/watch?v=yrDLoRVxOhM

    Средняя зарплата 2018 у парней в Москве. Опрос + реакция девушек
    https://www.youtube.com/watch?v=6oFlJe0_nog

    По моим прикидкам хватает на 20-50 детей.

    • Паша says:

      Кстати, серьезно.

      Во-первых, частая называемая сумма доходов, которая была в опросе девушек на улицах Москвы, а именно 500 000 рублей в месяц, действительно может обеспечить десятки детей. На такую зарплату в провинции можно каждый месяц покупать по приличной большой квартире, если не в крупных городах, а на сдачу — по автомобилю.
      Они называют такие суммы вовсе не потому, что хотят детей, а потому, что не хотят. Им интереснее помада от Жоржа Армяне. И заодно еще разок развею миф о том, что в Москве все дороже. Как правило всё кроме проживания и транспорта в провинции дороже, если не считать городов, находящихся близко к китайской границе. То есть москвичи и жители подмосковья зажрались по праву рождения, имея зарплаты в три раза выше, чем остальные. Кстати, как правило, и имущества у них в три раза больше. А рожают меньше, и тут нельзя все списать на урбанизацию. Я вот, например, живу в доме, в котором половина квартир пустует. Тут просто никого нет. И я живу в крупном городе. И это не наталкивает на мысли завести детей. Я детей не люблю. Да и гинороиды детей не любят. Для них дети — это инструмент “посадить раба на пузо”, не более того.
      То есть аргумент, ограничивающий рождение по материальным причинам, просто абсурден. Был бы сейчас космический коммунизм из утопического будущего, в котором не западло жить в провинции, люди бы сами без всяких стимулирований нарожали по пять детей минимум. Потому что все пустующие дома и квартиры по всей России еще нужно кому-то заселить.
      В общем, этот аргумент про детей, грязь и жуть у Вас кочует из одного поста в другой уже много лет, и это выглядит весьма нереалистично, если не сказать забавно.

      Во-вторых, давайте отвлекемся и представим, что мы с Вами трансцедентный разум звезды девятого уровня вибраций из глубокого астрала. Прилетаем, значит, на грешную землю и видим следующее.
      Есть некоторый человейник, зараженный гинороидами. Опасные функции поддержки жизнедеятельности человейника выполняют особи мужского пола. Рискуют жизнью и вообще чаще всего умирают как раз особи мужского пола. Наблюдается некоторая диспропорция распределения ресурсов между различными классами гинороидов, однако все равно все ресурсы скапливаются у них.
      Цены на услуги эскорта — от полумиллиона рублей в месяц. За сложные сексуальные практики гинороиды берут в несколько раз больше. И это абсолютно реальные стандартные цены, так что не удивляйтесь, откуда в опросе вдруг всплывают эти самые сотни тысяч и миллионы.
      Цены на оптовый секс от гинороидов-содержанок названы выше.
      Цены на розничный секс в самых незащищенных слоях населения вполне позволяют получать доходы выше медианной зарплаты в несколько раз, даже в десяток раз при удаче.
      Все риски незащищенного слоя населения на себя берут сутенеры и охрана. Сутенеры отвечают по закону, охрана рискует жизнью и здоровьем.
      В высших слоях общества гинороиды не занимают руководящих постов. Потому что им это невыгодно. Выгоднее завести раба из соответствующего слоя, который бы выполнял функции надзирателя. В случае краха или гибели надзирателя можно всегда найти другого папика. При этом репродуктивных прав надзиратель лишен. Он может отдавать все свои ресурсы хозяину даже без гарантии размножения. А если удалось посадить на пузо, то все ресурсы надзирателя автоматически переходят к гинороиду.
      В итоге гинороиды не стремятся получать высокие доходы просто потому, что нет в них необходимости. Всегда найдется раб, на чьей шее можно сидеть. И все неудачи гинороидов связаны с тем, что не удалось подцепить раба из более ресурсного слоя.
      Гинороиды в целом защищены женскими привилегиями, лучше социолизированы, испытывают меньше стресса и впадают в декадентство. Феминистический дискурс они используют в своих интересах аля “нам все равно ничего не светит, зарплаты феечек ниже”.

      Возникает два вопроса:

      1) Почему данную систему называют патриархатом? Потому что всю историю живописи гинороидов изображают голыми и красивыми, подчиненными мужчинам? Почему не предположить, что это некоторый механизм приспособления для выживания в инфестированной среде. Гинороидам нравится, когда их изображают голыми. Им нравится ни за что не отвечать и не рисковать жизнью, что в общем-то логично.

      2) Почему всех удивляет, что многие хотят вернуть некоторые традиции, которые ограничивали власть гинороидов? Страх перед изменениями, говорите? А переход к традициям не сопряжен с изменениями? Может, ретроградное квирное сообщество просто боится себе в чем-то признаться? В каких-то скрытых страхах? В том, что часть грантов, выделенных на исследования квиргендеров, перейдут на исследования кукусиков и инцелов, как более прогрессивной волны неоархаики? Может, транссексуалы просто не поспевают за дискурсом? Не уловили вовремя фашистский гламур, излучаемый Темнейшим надзирателем?

      3) Не вставая два раза третий вброс.
      Вот Вы вроде признаете влияние на разум и гендер Жоржа Армяне, но при этом всячески отрицаете влияние Дискурса, разбивая его на отдельные независимые части. Ну типа ударим научными фактами по выдернутым из контекста предложениям. А мейсейдж, который Вам пытаются донести оппоненты заключается в том, что Вы делаете всё, чтобы от оппонентов удалится. Под оппонентами подразумеваются простые люди старшего поколения, которые привыкли жить иначе. И Вы им заявляете каждый раз, что это, дескать, не объективная истина Вас удерживает в их среде, а безоговорочные страхи. И страхи, само собой, есть, но другие. Центральный страх, который испытывают люди, когда видят, как Вы погружаетесь в декадентство и вырождение, называется страхом потери. Общество просто теряет таких как Вы. И такие как Вы каждый раз приходят и уходят в небытие, сменяя друг друга по типажу в зависимости от текущей моды.
      Скажем, страшно, глядя на пустующие квартиры, замечать, как ради сиюминутных интересов какие-нибудь биофизики переходят в совершенно чуждую религию. И что характерно, совершенно неясно, какие выгоды они при этом получают кроме замещения одной ангстишки другой, заморской. Люди, которые новых вкусов ангстишки не пробовали, пытаются Ваши действия как-то рационализировать, освоить, перевести в околонаучные рельсы. В ответ получают критику от Вас же, писанную каким-то неведанным доселе диалектом. И то, что критика получается выше уровнем, простое следствие того, что те, кто был выше уровнем, все поголовно ударились в декадентство и сочинение новых смыслов. И все как один уверены, что вот-вот, лет через сто, их всех будут считать нормальными прогрессорами.
      Что там в действительности будет через сто лет неясно. Ясно, что тусовочка нуждается в сложнозапутанных формах ухода от реальности, которые сложно разоблачить какой-то суммой социотехнологий. Причем эта сумма сама по себе постоянно меняется, чтобы сделать дискурс еще путанней:
      Tiffany Tumbles | ContraPoints
      https://www.youtube.com/watch?v=j1dJ8whOM8E
      Вопрос такой: почему Вы не признаете ключевой роли влияния на себя банальной жидо… эээ… капиталистической вестернизированной пропаганды, пытаясь скрыть ее какими-то вымышленными детскими травмами?
      И вопрос лично от меня: ну как там вестернезированным квиром-то быть? Лучше, чем вестернезированным инцелом? Тренды растут? Подписки, просмотры, хайпы?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *