Что такое гендерная идентичность?

Вопрос от читательницы

Не могли бы вы помочь мне разобраться с вопросом научного определения гендерной идентичности? Дело в том, что я уже несколько раз пыталась выведать это определение у людей, оперирующих термином “трансфобия”. И каждый раз они старательно уходили от ответа. Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что они не могут его дать. В то же время, мне кажется, что в это понятия заложено некая метафизическая основа, вроде “души” или “вселенского мужского и женского начала” (что делает его несовместимым с научной картиной мира). Не могли бы вы поделиться своей точкой зрения по этому вопросу?

Ответ

Есть определения, которые используют разные люди и они не всегда одинаковы; это нормально даже для научного языка, в котором, к примеру, нет какого-то строго определённого толкования для слова “культура” или там “цивилизация”. Вот небольшая подборка, которую я сделала:

One’s innermost concept of self as male, female, a blend of both or neither – how individuals perceive themselves and what they call themselves. // Наше глубинное определение себя как мужчины, женщины или кого-то иного – то, как люди воспринимают сами себя и как они себя называют. — Human Rights Campaign

Gender identity refers to an individual’s personal sense of identity as masculine or feminine, or some combination thereof. // Гендерная идентичность отсылает к личному восприятию, тому, к чувству индвидуальной принадлежности к мужскому, женскому или некой их комбинации. — Sexual Orientation and Gender Expression in Social Work Practice, edited by Deana F. Morrow and Lori Messinger (2006, ISBN 0231501862), page 8; на это определение ссылается английская Wikipedia.

Gender identity is defined as a personal conception of oneself as male or female (or rarely, both or neither). // Гендерная идентичность определяется как личное представление о себе как о мужчине или женщине (или, изредка, о мужчине и о женщине разом или ни о мужчине, ни о женщине). — MedScape

Gender identity, an individual’s self-conception as being male or female, as distinguished from actual biological sex. // Гендерная идентичность, индивидуальное представление о себе самой как о мужчине или женщине; отделяется от реального биологического пола. — Encyclopaedia Britannica

a person’s internal sense of being male, female, some combination of male and female, or neither male nor female. // Внутреннее ощущение личности о принадлежности к мужчинам, к женщинам, к некоторой комбинации мужского и женского или же к кому-то, кто и не мужчина, и не женщина. – Merriam-Webster

Вот самое, пожалуй, академичное определение от APA:

Gender Identity: A person’s deeply‐felt, inherent sense of being a boy, a man, or male; a girl, a woman, or female; or an alternative gender (e.g., genderqueer, gender nonconforming, gender neutral) that may or may not correspond to a person’s sex assigned at birth or to a person’s primary or secondary sex characteristics. Since gender identity is internal, a person’s gender identity is not necessarily visible to others. “Affirmed gender identity” refers to a person’s gender identity after coming out as TGNC or undergoing a social and/or medical transition process. // Гендерная идентичность: личное глубинное ощущение, неотъемлемое чувство бытия мальчиком, мужчиной и принадлежности к мужскому; девочкой, женщиной и принадлежности к женскому; или же чувство бытия альтернативным гендером (гендерквир, гендерно неконформный, гендерной нейтральный), может совпадать или не совпадать с назначенным при рождении полом, первичными и вторичными половыми признаками. Поскольку гендерная идентичность – внутреннее, личное, понятие, она не обязательно будет видима окружающим. Для гендерной идентичности тех, кто совершил публичное заявление о своей трансгендерности или начал переход используется понятие “подтверждённая гендерная идентичность”.

Последнее я и буду использовать в качестве основного. Действительно, разговор о гендерной идентичности упирается во внутреннее ощущение – я вот просто знаю, что я квир, как, скажем, многие знают, что они женщины или мужчины. Это знание появляется у детей до того, как они связывают гендер и тело: моя дочь говорила о себе как о девочке и даже делила предметы/занятия по гендерному признаку до того, как обратила внимание на различия в телах; так происходит у большинства детей. У некоторых, напротив, здесь возникает резкое несовпадение акушерского пола и гендерной идентичности – несмотря на, казалось бы, всяческое подчёркивание гендерной идентичности воспитанием.

С гендерной идентичностью связан вопрос о том, является ли она врождённой. Пока полноценного ответа на этот вопрос нет; я склонна сказать “скорее да”, но никто не знает, как именно эта идентичность может быть задана биологически. Мы видим какие-то различия в мозге выросших трансгендерных людей, но имеющиеся данные (вот тут я делала небольшой обзор) не позволяют даже уверенно отнести те отличия именно к трансгендерности, а не, скажем, приписать их депрессии на фоне гендерной дисфории.

И то, что у нас нет внятного объяснения того, как именно формируется гендерная идентичность – не повод отказываться от этого понятия. О том, как же работает память или как возникает сознание – мы тоже ничего* не знаем, однако это не делает память с сознанием чем-то непостижимым и вненаучным. Главное понимать, чего мы не знаем и отделять спекуляции от фактов: так, наличие у людей определённой гендерной идентичности это факт, а вот рассуждения о вселенском мужском или там женском начале явно спекулятивны. Разговоры о том, что гендерная идентичность всецело определяется культурой (воспитанием) или, напротив, гормонами – тоже спекуляция.

*) чуть корректнее: мы не знаем то, как, скажем, мозг определяет какие именно клетки надо поменять (и как именно поменять) для запоминания конкретного образа, как этот образ извлекается и как мы вообще что-то понимаем. Разумеется, многие частные вещи нейронаука вполне описывает. 

Взгляд изнутри

Вклад культуры – то, что меня сейчас больше всего интересует – хорошо виден на примере трансгендерных, то есть не совпадающих с акушерским полом, идентичностей. Гендерная идентичность “не совсем мужчина” или “не совсем женщина”, внутреннее ощущение того, что с гендером что-то не так, существовало всегда. Я в 1990-м году, в возрасте семи лет, про это уже думала, но у меня не было ни слов, ни примеров, ничего сверх буквально обрывков информации, которые я собирала ещё лет этак двадцать; последовательно я воспринимала себя как носительницу Анимы (это после прочтения Юнга), как андрогинную персону, некоторое время я с опаской пыталась задать себе вопрос о том, не нужно ли начать двигаться в сторону m2f перехода – и, наконец, я узнала про небинарные идентичности. Тут всё сложилось, я гендерквир.

Ещё раз проговорю – я была квир с самого начала. Я думала о том, что хочу забеременеть, у меня были очень яркие сны, я иногда думала о себе, как не о мужчине. Это, вероятно, биологическое. Но как именно это выражать, как о себе думать, как вписать себя в мир, изначально заточенный под гендерную бинарность – это уже всецело культурное. Родись я в Иране, мне бы, вероятно, пришлось пройти путь трансгендерной женщины – потому что там это часть культуры, отчасти как в Таиланде; в этих двух странах в последнее десятилетие делается едва ли не больше всего m2f хирургических коррекций пола. В Индии и Пакистане есть хиджра, а у североамериканских индейцев – бердаши; в России это полумужички/размужичье и раздевулье.

Некоторые ничего не поняли: разбор заблуждений

А вот как гендерную идентичность НЕ понимают христианские консерваторы, один из попавшихся мне сейчас при поиске сайтов (focusonthefamily.com) примеров:

Современное “трансгендерное” движение возникло в пятидесятые годы, когда Джон Мани ввёл термин “гендерная идентичность”. Они использовал его для того, чтобы разделить пол (бытиё мужчиной или женщиной, биологическая реальность) и гендер (психологическое или душевное состояние, включающее мысли индивида, убеждения и переживания относительно бытия мужчиной или женщиной”.

Это близко к истине. А дальше понеслось:

“Дореволюционный советник” пародирует современные фильмы (Breaking Bad в данном случае)

Сбивающие с толку, неполные и зачастую противоречивые идеи по поводу “гендера” распространились в науке, медиа, поп-культуре и среди некоторых политических групп. Они могут производить такие высказывания, как:

  • мужчины и женщины не отличаются; (нет – АТ)
  • мужчина может быть пойман в женском теле; (извините, но тут нужна эта ссылка – АТ)
  • индивид может быть и мужчиной, и женщиной; (бигендеры, гендерфлаксы – вполне. АТ)
  • есть пять полов; (нет, это они с бугисами путают – АТ)
  • некоторые люди не мужчины и не женщины; (да, интерсекс же – АТ)
  • есть бесконечное число гендеров и гендерных идентичностей; (математически неверно, людей счётное множество – АТ)
  • у вас может быть бесконечное число гендеров;
  • люди могут выбирать свой собственный гендер; (не совсем так, см. выше мой комментарий относительно культурной обусловленности – АТ)
  • гендер подвижен; (близко к истине – АТ)
  • гендер – чистой воды социальный конструкт. (не совсем так, см. выше про биологический вклад – АТ)

Вообще этот список собрал вперемешку как разумные пункты (скажем, интерсекс люди действительно не относятся ни к мужчинам, ни к женщинам и это именно биология; у них  иной хромосомный набор, иная анатомия), так и откровенную хрень. Например, про “пять полов” – это, по всей видимости, пересказ гендерной модели бугисов, но там именно гендер, а не пол (makkunrai, oroané, bissu, calabai, calalai). Если выкинуть само понятие гендера, как это делают консерваторы, то, конечно, объяснить даже не бугисов, а хотя бы российские общества XIX века будет затруднительно – “полумужички” это не третий пол, а именно отдельная идентичность. Стоун буч, если проводить аналогии с современной западной культурой.

Утверждение про выбор гендера – тоже кривовато. Гендерная идентичность изнутри не выбирается, выбирается самоназвание и саморепрезентация, да и то с оговорками – как, скажем, выбирают свой гендер те, кто считают себя просто мужчинами или женщинами и у кого не было конфликта с акушерским полом? См. “список гендерных идентичностей Tinder” – я выкладывала перечень идентичностей (1, 2), которым оперирует популярный сервис онлайн-знакомств и там поясняла, что чем соответствует.

Про отсутствие отличий – ещё один тезис, который несколько выдран из контекста. Даже у радикальных феминисток нет утверждения, что мужчины не отличаются от женщин, в конце концов, если бы отличий не было, не было бы и политического содержания феминизма; речь как правило идёт о том, что целый ряд различий сконструирован культурно. Некоторые затрагивают даже сферу пола и тела (скажем, это проявляется при приписывании интерсекс-новорожденным мужского или женского пола), но наличие матки никто вроде не отрицает.

 

 

Tagged , , . Bookmark the permalink.

3 Responses to Что такое гендерная идентичность?

  1. Anonymous says:

    Здравствуйте! Спасибо за интересный текст. У вас в сноске потерялся пример после «описывает – скажем, мы».

  2. Pingback: Не всякая россыпь ссылок на научные статьи одинаково хороша и полезна – Alexa Project

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *