Правила Сисси или снова об объективации

В прошлой записи я пообещала написать по мотивам дебатов об объективации не только про свою идею о возможности переноса понятия объективации на детей (с заменой сексуальности успехами в учёбе: ребёнок из личности становится отличником и реализатором родительских амбиций), но и ещё один некий текст. И вот, собственно, и он: в этот раз речь пойдёт про феномен сисси.

Иллюстрации, которых будет довольно много (всего на несколько Мб картинок и фотографий) – строго не при детях. Потому что сисси это обозначение людей, которые при изначально мужском теле берут на себя подчеркнуто феминную сексуальную роль, со всеми сексуально-гендерными стереотипами. Само слово заимствовано из английского, там оно когда-то обозначало феминных геев или просто мужчин, отчётливо выбивающихся из маскулинной роли и по запросу sissy с отключенным безопасным поиском Google выдал мне такое:

Google Images, запрос sissy. Кликабельно для увеличения. Я использовала “окно в режиме инкогнито” Chromium для того, чтобы устранить эффект подстройки поиска под мои предпочтения – поисковая система может менять результаты на основе информации о прошлых запросах и других данных.

Много образов сисси можно найти даже в Википедии, точнее Wikimedia – там местами очень подробные подборки изображений на тему альтернативной сексуальности, есть вот даже пересечение сисси и ABDL. Сисси не просто те, кому, к примеру, нравится пеггинг или кто предпочитает взаимную мастурбацию или 69 вместо пенисовагинального секса – нет, если уж сисси, то розовое бельё, чулки и образ не просто женщины, а самой-самой гиперфеминной женщины. От макияжа до манер стереотипной “блондинки” (в англоязычных источниках используется слово bimbo).

Разумеется, образ сисси напрямую имеет отношение к сексуальной объективации. Есть сборник картинок sissy rules – который был отчасти перевёден на русский язык и выложен в сообществе ВКонтакте Sissy Kingdom, “Королевство Сисси”. В сообществе уже 22 тысячи участников и их число явно растёт, потому что в феврале-марте их было, кажется, 18 тысяч; картинки выглядят так:

“Сисси правило #6 – Сисси любят розовое”, на заднем плане человек в женской короткой розовой кофте и розовых стрингах.

Объективация проявляется даже не косвенно, через детали вроде отсутствия на снимке лица и акценте на теле вкупе с трансляцией стереотипов. Вот другое “правило сисси”:

“Сисси правило #46 – тело Сисси это вещь для продажы” (орфография именно такая, с ошибкой написано).

Ну или вот:

“Сисси правило #48 – Сисси не думают, они делают так, как им скажут”.

Все признаки объективации не просто присутствуют – их совершенно чётко проговаривают прямо. Настолько прямо, что с этим что-то сильно не так. Грубая объективация женщин, положим, встречается в разного рода “мужских” сообществах, ей не брезгуют иногда даже те, кто позиционируют себя как “психотерапевтов, способных решить проблемы молодых мужчин” (центр Frog и Денис Бурхаев), но тут-то сообщество вроде как предназначено для самих сисси! Я, признаться, не видела женских сообществ, занятых самообъективацией в подобной форме: даже загоняющие всех в юбки и на кухни “ведические” ресурсы предпочитают говорить нечто вроде:

Когда мы говорим об обязанностях женщины, на самом деле мы имеем в виду свойства женской природы. Для нее естественно заботиться о других, быть мягкой и любящей, кормить других. И любая женщина хотя бы раз на себе это чувствовала. Когда в отношениях происходит конфетно-букетный период, даже самые независимые вдруг бросаются печь пироги, наводить уют и щебечут нежными голосами, ждут подарков, цветов, не хотят работать и ждут, что в кафе заплатит кавалер. Таким образом природа нам показывает, какие мы на самом деле, в своей основе. И где искать счастье.

Очевидно, что сисси и женщины – это разные люди. Также очевидно, что объективация есть и там, и там – возникает вопрос, в чём между ними разница и что нам она позволяет понять?

Да, они не женщины, у них мужская социализация

В своих прошлых текстах я неоднократно, но поверхностно, упоминала TERF – транс-экслюзивный (“исключащий транс-“) радикальный феминизм. Это течение, представительницы которого негативно относятся к перспективе включения в феминизм кого-то кроме цисгендерных, то есть рождённых с женским телом, женщин. TERF многие иные феминисткие группы критикуют за их трансфобные замечания и агрессию по отношениям к трансженщинам, но один из центральных тезисов трансэксклюзивных  феминисток действительно заслуживает внимания:

  • Трансженщина, начавшая переход во взрослом возрасте, не имеет опыта девочки и девушки-подростка. Она также не имеет специфического опыта менструации и её не угрожает незапланированная беременность. Трансженщины проходят через опыт мальчиков и мужчин: у них мужская гендерная социализация.

Этот тезис уязвим для критики в направлении “не все мужчины и не все женщины имеют схожий опыт”, но и эта критика не абсолютна – пусть не все люди одинаковы, но о каких-то общих статистических различиях мы говорить можем. Я утверждаю, что “правила сисси” могут быть сделаны самими сисси потому, что они не сталкивались с той объективацией, которая направлена на женщин. Сисси не имеют опыта девочек, от которых разом ждут привлекательности и скромности, но они имеют в массе своей внушительный опыт просмотра порнографии, где женщин рассматривают как сексуальные игрушки.

При этом сисси могут действительно хотеть стать женщинами – пусть даже на уровне мечты, реализовать которую на практике не получается. Вот снова картинки:

“Сисси правило #9 – Сисси не стесняются своих желаний”

“Сисси правило #29 – девушки превосходят Сисси”

Я рискну предложить такую модель: и сисси, и (гетеронормативные) мужчины отталкиваются от одной и той же объективации женщин. Просто если мужчины принимают представление о женщине и партнёрке в половом акте как о сексуальном объекте – то вот сисси в какой-то момент обнаруживают, что хотят быть по ту сторону. Почему и что это нам говорит о всех нас?

Сисси как альтернативный путь

Мне принципиально не нравится подход, при котором мы выделяем некоторую группу людей в качестве “носителей патологии” и начинаем искать “отклонение от нормального развития”. Это неверно как с этической, так и с методологической точек зрения. Правильнее считать, что сисси не столь уж отличаются от всех остальных и их мотивация скорее будет понятной, а представленные выше картинки на самом деле вполне универсальны, просто их авторы подошли к каким-то общим феноменам с несколько неожиданной стороны.

Чтобы показать то, как это возможно, обращусь к расхожему и чрезвычайно вредному для душевного здоровья стереотипу об “альфе-самце”. Тому, который ещё в исследовательских работах по маскулинности (например, в Masculinities Рейвин Коннел) принято называть гегемонной маскулинностью. Это физически сильный, решительный и храбрый мужчина – причём я недавно отмечала, что к этому набору качеств часто добавляют сексуальную неразборчивость, высокомерие в отношении окружающих, а традиционные качества вроде честности, надёжности и способности проявлять заботу о детях отходят на второй план или вовсе в никуда. Разницу между традиционно-патриархальным и современно-мачистким образом можно пояснить сравнением двух персонажей в старом боевике “Коммандо” с Арнольдом Шварцнеггером: суровый отставной командир спецназа и любящий папа против лощёного типа, пристающего к девушкам и сочетающего склонность к показухе со склонностью к насилию. Все разговоры “женщинам нравятся плохие парни” – ровно про это (у меня тут тоже найдётся разбор).

Главная страница julijana.ru. Разумеется, воспринимать стоит критически; это не отображение всего российского транс* или тем более гендерного небинарного сообщества.

Девочек подталкивают разом и к “скромности-целомудрию”, и к “привлекательности-сексуальности”, а мальчики тоже сталкиваются с давлением противоречащих друг другу стереотипов. Быть “правильным мужчиной”, “альфачом” или там “настоящим мужиком” получается не у всех, и некоторые задумываются. Куда податься мальчикам, вынужденных становится суперменами?

В уже упомянутой книге Masculinities разбираются как раз случаи подростков и юношей, которые поначалу пытались доказать свою маскулинность всеми доступными средствами, включая рискованное поведение. Многие спились, кто-то попал в тюрьму, все имели проблемы с учёбой, но в итоге нашлись те, кто так или иначе ушли от этой погони за недостижимым “настоящим мужиком”. Один из описываемых мужчин ушёл в экофеминисткую общину (!), другой остепенился, провёл несколько лет в религиозной группе и затем поступил в технический колледж, третий стал переодеваться в женскую оджду и в итоге даже переехал на новое место, где поселился под женским именем.

Это наблюдение может показаться недостаточно репрезентативным, но мы, увы, вынуждены опираться на ограниченный набор данных. Я могу добавить, что встречала онлайн человека, с которым сначала спорили на тему феминизма, а потом мой собеседник в какой-то момент написал свою историю лично. Как выяснилось, под маской оголтелого сторонника Путина, традиционных гендерных ценностей и гомофоба скрывалась недавно начавшая переход трансженщина. Мотив сокрытия своей гендерной неуверенности через попытку создания образа “настоящего мужика” со сбором всех стереотипов, включая самые нелепые – в общем-то известен, и, вероятно, переход к сисси тоже может быть способом уклонения от гетеронормативного давления. Снова картинка:

Перевод надписи на русский – “Хватит жить во лжи и быть несчастной в свой собственной коже. Будь свободна, будь девочкой. Вперёд, начни носить прелестны е колготки и преврати себя в ту красивой девочку, которой всегда хотела стать!”.

Этот рисунок (кстати, есть целый жанр captions, подписи к фотографиям: и именно среди сисси этот жанр особенно популярен) подписан блогом I Want To Be A Girl Джессики/Кайлы, кроссдрессера из США, чьё самоописание можно прочесть по клику на иллюстрации. Несмотря на то, что здесь меньше объективации и больше про трансгендерность, рисунок был распространён и в специализирующихся на объективирующих картинках блогах вроде Sissy Slut Rules или Sissydonna. Мотив свободы от маскулинности – частая штука как в транс*сообществах, так и среди сисси.

Не только мачо, но и ботаны

Не надо думать, что сисси это зеркальное обращение образа “мачо” в строгой гендерно-бинарной системе, где либо “настоящий мужик”, либо “блондинка в розовом”. Рейвин Коннел назвала свою книгу Masculinities (“Маскулинности”) не просто так – с точки зрения современной гендерной теории маскулинность и вправду нечто довольно нестабильное, культурно специфичное и сиюминутное. Маскулинностей много, хотя все они могут иметь общие черты: например, в абсолютном большинстве вариантов маскулинность предполагает мужское господство, женщина почти всегда ниже мужчины. Либо напрямую, либо косвенно, через экивоки вида “наши прекрасные дамы, представительницы слабого пола”.

Говоря о маскулинности, не завязанной на образ развязного и нахрапистого самца, я снова приведу изображение – слайд из презентации, который позиционируется как “правило менеджеров Google”:

Источник кликабелен, см. также тут. Справедливости ради отмечу, что автор данной презентации вроде с Google не связан – так что это, вероятно, его творчество.

Не быть сисси – это не только “быть мачо”. Это ещё, цитирую, “быть продуктивным и ориентированным на результат”. Ой, а ведь это, кажется, я уже разбирала! В прошлой записи: про то, что объективация может быть не только сексуальной, но и интеллектуальной, когда человека (ребёнка или подростка) рассматривают лишь как средство реализации чьих-то амбиций. Когда важен не Вася, а Васины оценки, когда мнение Кати о балете не интересно, а интересны награды на выступлениях, когда школьников заранее определяют в выбранный родителями институт и отметают все возражения. Весь этот прессинг, как я писала, может быть продуктом объективации матерей: сначала до обслуживающего автомата снизвели их, а уже потом матери попытались отыграться на детях.

Только побег от мужских обязательств?

Мне хотелось бы подчеркнуть, что написанное выше – это возможное объяснение, не более того. Кроме того, я призываю не делать акцент на “они мужчины, которые не справились со своей мужской ролью”. Потому что, во-первых, это лишь воспроизводит самих сисси:

Много текста, который я переводить уже не буду. Краткое содержание: сисси это второсортная пародия на настоящих мужчин, которым сисси должна сосать их члены.

И, во-вторых, оставляет за кадром то, что вообще-то это может быть не отклонение от некоего изначального стандарта маскулинности, а что и стандарт-то плывучий, и общество наше так меняется, что гендерные конструкты оказываются обречены. Если мы будем старательно искать “отклонение от пути истинного”, то можем оказаться в итоге в положении врачей начала XX столетия – с их “женский мозг не приспособлен к участию в политической жизни”. Не надо так.

Сисси это не “испорченные мужчины”, а продукт распада гетеронормативной модели с её разделением мужской и женской роли. Лично мне эта идентичность не очень близка, поскольку мне не нравится строгая гендерная бинарность, которую сисси старательно воспроизводят, я не считаю, что став не-мужчиной я сразу обязана превращаться в стереотипную блондинку – однако если кому-то так лучше…

Tagged , , , , . Bookmark the permalink.

2 Responses to Правила Сисси или снова об объективации

  1. Jess says:

    Мне, если честно, это напомнило какую-то тюремную риторику -“a scum member of the lowest sexual class”, особенно если это пишут сами сисси про себя. Некоторые rules напоминающие тюремные “понятия”и т.д. На самом деле тут не про выражение сексуальности, а скорее про власть, подчинение и худшая сторона вот этого всего.

  2. Pingback: Джулия Серано о трансмизогинии – Alexa Project

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *