Людмила Петрановская, детская психолог и крупнейшая в России специалистка по приёмным семьям, ведёт свой блог в “Живом журнале” и помимо своей непосредственной сферы интересов иногда пишет про нечто иное. В частности, вот её очень, как мне кажется, толковое наблюдение:
Всегда поражали товарищи “западных” убеждений, которые повторяли тезисы советской пропаганды про коллективизм и общинность, не включая головы. И по сей день видят причину наших бед в “общинности”.
Да в любом квартале европейского городка общинности больше, чем во всем СССР было. У них вокруг каждого повода, каждой темы немедленно образуются всяческие союзы и объединения, люди с таким-то диагнозом, люди, с которыми случилось то-то, люди, которые участвовали в том-то. Не говоря уже про реальные профсоюзы, живые религиозные общины и землячества, кондоминимумы жильцов, ассоциации выпускников всего и вся, фанатов того и этого.
Я от себя добавлю, что и с религиозностью очень похожая ситуация. В Вильнюсе, например, хозяин того дома, где мы снимали жильё, ходил в костёл каждое воскресенье и он был не единственным постоянным прихожанином из живших неподалёку – а в России же лично я знаю от силы одну семью, которая столь же регулярно посещает церковь. Российское общество действительно представляется более атомизированным и менее принципиальным – это и хорошо, и плохо, про плохую сторону я даже уже писала.
Слова “действительно представляется” мне представляются тоже важными. На самом деле это не какая-то истина в последней инстанции, а лично моё мнение плюс догадка, основанная на масштабном исследовании жизненных ценностей. Последнюю ссылку я вообще рекомендую всем, кто любит говорить “менталитет” – потому что никакого “менталитета” в принципе не существует, есть конкретные совершенно ценности, которые далеко не уникальны, не фиксированы и которые постоянно меняются, да и проявление их в жизни зависит от обстоятельств. По конформности и традиционализму, кстати, россияне далеко не европейские лидеры, они уступают полякам; кроме того, конформность и традиционализм это существенно разные вещи и датчане это подтвердят.
Вы неверно понимаете общинность. Это неудивительно – ее можно увидеть только изнутри общины.
Простой пример. Прошлой осенью умерла моя бабушка, ей стало плохо, когда убирала картошку с родителями. Уже перевалило за середину девятого десятка, но не позволяла себя от хозяйства отстранить. Сразу же дома собралась толпа людей. Родителей отправили занимать бабушкой, а всю картошку собрали без них. И никто никого не звал. Просто все узнали, что случилось.
То же было, и когда один из домов загорелся.
Понимаете?
Нет никаких союзов, объединений Никаких регулярных посещений служб или собраний. Это вещи совершенно разного толка.
Ну это обычно вещи сопряженные. То есть то, что вы описали – это в общем-то обычная взаимовыручка, которая есть везде. Другое дело, что иногда недостаточно “просто собраться” – если, например, требуется скоординироваться для переустройства двора. И вот тут да, нужна взаимопомощь + некие более формальные рамки.